Воздух свободы, диско, рок-н-ролл, хиппи, битники, «дети Маркса и кока-колы»: художественные фильмы, передающие атмосферу 60-х-70-х годов
1. Диско-драма Марка Кристофера «Студия 54» (1998)
2. Культовая драма Алекса Кокса «Сид и Нэнси» (1986)
3. Черная комедия Брюса Робинсона «Уитнэйл и я» (1987)
4. Кинорокбаллада Денниса Хоппера в стиле роуд-муви «Беспечный ездок» (1969)
5. Арт-драма Джорджа Хикенлупера «Я соблазнила Энди Уорхола» (2006)
6. Культовый психоделический фильм Терри Гиллиама «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998)
7. Музыкальная драма Оливера Стоуна «The Doors» (1991)
8. Сюрреалистическая эротическая комедия Кристиана Маркана «Кэнди / Сладкоежка» (1968)
9. Драма Микеланджело Антониони «Забриски-пойнт» (1970)
10. Драма Жана-Люка Годара «Мужское-женское» (1966)
1. Диско-драма Марка Кристофера «Студия 54» (1998)
26 апреля 1977 года в Нью-Йорке открылся клуб «Студия 54», который вскоре станет домом не только всех богатых и известных модников Запада, но и Меккой диско-культуры, пышным кокаиновым царством культурного авангарда 70-х. Здесь будут не только танцевать и принимать наркотики. Здесь будет происходить мировое общественное движение, несомненно и навсегда изменившее облик культуры. Это был не просто клуб, это был совершенно другой мир, в котором каждый был тем, кем хотел быть. Фильм Марка Кристофера — это история о знаменитой «Студии» и ее людях. О простом парне, чудом оказавшемся здесь; о наркотиках и беспорядочных связях; о попытках заставить мечты сбыться любой ценой. Об оборотной стороне славы, о любви и разочарованиях, а также о последствиях всего этого. В главных ролях Райан Филипп, Сальма Хайек, Нив Кэмпбелл.
2. Драма Алекса Кокса «Сид и Нэнси» (1986)
Эпическая драма о жизни и смерти Сида Вишеса, фильм о сумасшедшем времени — 70-х, о рок музыке, о становлении и распаде легендарной группы Sex Pistols, о любви, о поисках свободы и разочарованиях. Главные герои — Сид Вишес, бас-гитарист группы, и его подруга Нэнси Спанджен. В роли Вишеса снялся Гэри Олдмен, Нэнси Спанджен — Хлоя Уэбб.
3. Культовая черная комедия Брюса Робинсона «Уитнэйл и я» (1987)
Горько-смешное завершение 1960-х, хиппи, битники, наркотики и суровые реалии бизнеса... Уитнэйл и Марвуд, два безработных лондонских актера, — очаровательные параноики, эксцентрики и декаденты, которые прожигают жизнь и тестируют различные субстанции, беспощадно перегружая печень алкоголем. Денег у них нет, еды — тоже, а совместная квартира уже стала непозволительной роскошью... Чем невероятно привлекает и завораживает «Уитнэйл и я», так это необычно остроумным и нетривиальным сценарием, который как будто написал сам Шекспир, случайно заплутавший в Пенрите, графстве Камбрия. И как это бывает у великого классика, сквозь юмор и комедию положений, всегда проглядывают серьезные вещи. Как заблудившиеся между мирами герои пьесы «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» — актеры Уитнэйл и Марвуд жонглируют словами, говорят парадоксами и любят абсурдные ситуации. В главных ролях Пол Макганн, Ричард Э. Грант, Ричард Гриффитс.
4. Кинорокбаллада Денниса Хоппера в стиле роуд-муви «Беспечный ездок» (1969)
Художественный фильм Денниса Хоппера, который стоит у истоков жанров роуд-муви и «кислотного вестерна», традиции американского независимого кино и школы Нового Голливуда. Это первый фильм, за который Джек Николсон был номинирован на «Оскар». Влияние его обманчиво бессюжетной нарративной конструкции ощутимо во многих малобюджетных американских фильмах 1970-х и особенно 1980-х, таких как «Более странно, чем в раю» Джима Джармуша (1984) и «Мой личный штат Айдахо» Гаса Ван Сента (1991).
Двое байкеров-неформалов (Питер Фонда и Деннис Хоппер) на деньги от контрабанды мексиканских наркотиков пускаются на поиски свободы по южным штатам Америки — из Калифорнии в Луизиану, чтобы успеть на марди гра. На дворе «лето любви», друзья заезжают в общину хиппи, попадают в городке в полицию, знакомятся там с философствующим адвокатом...
5. Арт-драма Джорджа Хикенлупера «Я соблазнила Энди Уорхола» (2006)
В 60-х Америка захлебнулась свободой. Вырвавшись из душных консервативных 50-х, все сделали глубокий вдох. Сумасшедший дух вседозволенности снес голову целому поколению. Почти десять лет Нью-Йорк гулял на вечеринках, откуда все уезжали либо на лимузинах, либо на скорых.
Биографическая драма о жизни Энди Уорхола и актрисы Эди Седжвик — настоящая энциклопедия жизни Нью-Йорка шестидесятых, времени расцвета уорхоловской «Фабрики». Фильм полностью передал атмосферу, шик и драйв тех лет, а актерский состав прекрасно воплотил дух. В главных ролях Сиена Миллер, Гай Пирс, Хейден Кристенсен.
6. Культовый психоделический фильм Терри Гиллиама «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998)
США, 70-е годы, война во Вьетнаме и психоделическая революция в самом разгаре. Кто-то где-то гибнет непонятно зачем, а кто-то пытается найти ответ в ЛСД. Но жизнь идет своим чередом: спортивный журналист Рауль Дюк получает задание осветить престижные мотогонки в Лас Вегасе, с ним на «спец-задание» отправляется и его личный адвокат Гонзо. Все выглядело бы очень банальным и неинтересным, не захвати они с собой закидон-чемоданчик, до отказа набитый лекарствами «от /и без/ головы». Гонка за ускользающей крышей начинается еще задолго до Лас-Вегаса, погружая главных героев и зрителя в бесконечный галлюциногенный трип. Сумасшедшая игра Джонни Деппа и Бенисио Дель Торо.
Гиллиам прозорливо предуведомляет основное действие хроникальными кадрами, запечатлевшими важные события вроде акций протеста против войны во Вьетнаме, по которым эпоха и врезалась в общественную память. Только Дюк и Гонзо, путешествующие на автомобиле с открытым верхом, – во всех отношениях не чета Уайатту и Билли, двум «беспечным ездокам», пересекавшим Америку на мотоциклах. Спустя тридцать лет не осталось и следа той беззаботности, того ощущения бесконечной и неизбывной свободы, которое было неподвластно даже смерти. Всё заполонили необъятные и, в сущности, экзистенциальные страх и ненависть, диктующие свою логику мировосприятия и поведения.
7. Музыкальная драма Оливера Стоуна «The Doors» (1991)
Классический фильм об известном американском музыканте и секс-символе Джиме Моррисоне, его легендарной группе «The Doors» и славных 60-х. Это были годы небывалого стремления к свободе и ошеломляющей популярности рок-н-ролла. Тэглайн фильма — «Вся история о наркотиках, сексе и рок-н-ролле». Фильм основан на реальных событиях. В главных ролях Мег Райан, Вэл Килмер, Кайл Маклахлен.
8. Сюрреалистическая эротическая комедия Кристиана Маркана «Кэнди / Сладкоежка» (1968)
Этот абсурдистский фильм напоминает путешествие Алисы в Зазеркалье. Одно различие — вместо вымышленного, нереального мир, главная героиня колесит по просторам Америки 60-х, переживающей не менее «странные» события: сексуальная раскрепощенность, зарождение движение хиппи, распространение различных сект и религий, появление местечковых философов и т. п. Отдельные сцены откровенно безумны, творческая фантазия ничем не ограниченна, лишь категория фильма запрещает более откровенную «эротику».
Фильм снят по по одноименному роману американского писателя-битника Терри Саузерна. Снят отлично — психодел бьет ключом. Сделан как пародия на ряд американских фильмов. Отличительная черта — великолепное чувство юмора создателей картины. Все сцены, включая завязку и финал — имеют одновременно романтический, фантастический и эротический налет. Интересные режиссерские аналогии граничат с безумием, а шутки с издевательством. Хорошая операторская съемка и смешная актерская работа известных звезд кино и мировой эстрады 1960-70-х годов — все это сделало фильм культовым для эпохи хиппи и зарождающегося в ту пору постмодернизма. В ролях Ева Олин, Шарль Азнавур, Марлон Брандо, Ричард Бёртон, Джеймс Коберн, Джон Хьюстон, Уолтер Маттау, Ринго Старр.
9. Драма Микеланджело Антониони «Забриски-пойнт» (1970)
Один из центральных фильмов культуры хиппи. Кино, поначалу кажущееся несколько бессодержательным и скучноватым, в финале обретает такую мощную точку, что вопросов больше нет. Есть только россыпь размышлений, может быть, путанных и бессвязных, но, несомненно, не беспочвенных. Созерцание, происходящее на протяжении всего времени фильма, по крупицам выстраивает основную мысль, которая несколько шире кажущейся на первый взгляд банальной live fast die young. Главные герои легко и в то же время весьма драматично рисуют картину своей жизни: это молодой парень — революционер и задыхающаяся в своей реальности девушка, они встречают друг друга на безлюдных песчаных равнинах Долины Смерти. Соприкосновение душ на экране обернулось реальным романом — нельзя не отметить завораживающую игру Марка Фрешетта и Дарьи Хэлприн, непрофессиональных актёров, как-будто специально придуманных друг для друга.
10. Драма Жана-Люка Годара «Мужское-женское» (1966)
«Мужское-женское» — это портрет всего общества 60-х и одновременно исповедь молодых современников режиссера. В фильме нет четкой структуры, он состоит из диалогов героев, в которые вклиниваются гротескные сцены насилия и странно ведущих себя людей. Сцены общения перемежаются нарезкой кадров жизни Парижа, работы и отдыха героев, на которые накладываются монологи Поля (Жан-Пьер Лео), Мадлен (Шанталь Гойя) и Бриджит Бардо (сыгравшей в эпизоде), и интертекстовыми вставками, сопровождающимися звуком выстрела. Содержание интертекстов не имеет прямого отношения к сюжету. Одна из финальных вставок гласит: «Этот фильм мог бы называться "Дети Маркса и Кока-колы"».
Материал подготовлен сообществом @arttraffic2